ТАНК
Звоню Асе, она долго жила в Чехии; когда мы с Германом снимали там кино, была у нас переводчицей.
- Ася, назови мне популярную чешскую мелодию.
- Погоди, позову маму, спроси у нее.
- Да, Алексей, сколько лет! С наступающим!
- И тебя, Вика, так что там с мелодией?
- Думаю, что-нибудь из Карела Готта, но сейчас уточню у мамы, секундочку.
Прямо сказка про Иванушку-дурачка, который от одной к другой за клубочком ходил.
- Слушаешь?
- Да, Вика.
- Народная песня Veselka, ее исполняли маленькие духовые оркестры – Деховки.
- Спасибо, а какое самое популярное чешское имя.
- Юноша или Девушка?
- Девушка.
- Златка, конечно.
- Ну, Златка, так Златка. Целую, пока.
ПРАГА - КАРЛОВ МОСТ – ДЕНЬ
Репортажная съемка на бытовую камеру, субъективно. Кишащий туристами Карлов мост у Старомистской площади. Деховка – чешский духовой оркестрик – лабает народный танец Veselkа. Симпатичная Златка ЗЛАТКА с милым акцентом рассказывает Туристу.
 
ЗЛАТКА
Карлов мост ведет со Старомистской площади на Градчаны…
За ее спиной, прислонясь к перилам, пожилой бродяга крутит радиоприемник, перескакивает с волны на волну, слышится треск, обрывки музыки и новостийных репортажей. Бродяга время от времени подносит приемник к уху, что-то бормочет. Рядом на мостовой несколько мешков, доверху забитых шмотками – его скарб.
ТУРИСТ З/К
Живописный персонаж…
Бродяга пристально глядит в камеру.
ТУРИСТ З/К
(Златке)
Встань перед ним, говори со мной, пусть думает, что я тебя снимаю.
Златка снова появляется в кадре, говорит с акцентом.
ЗЛАТКА
Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять…
Камера подвигается на бродягу, тот возится с приемником.
ЗЛАТКА З/К
…в лесу родилась елочка, в лесу она росла, однажды в студеную зимнюю пору, ой, мороз-мороз, не морозь меня…
Звонит мобильник мелодией советского гимна. Камера перебрасывается с бродяги на Златку, она достает из кармана трубку.
ТУРИСТ З/К
Ого, какие песни!
ЗЛАТКА
(улыбаясь)
Готовилась к встрече.
Нажимает на трубке кнопку, мелодия гимна обрывается.
ЗЛАТКА
(по-чешски)
Привет, мама. Да, встретила, прогуливаемся от Вацлавака до Карлова, идем на Градчаны. Поужинаем в кафе, не беспокойся.
ТУРИСТ З/К
Пусть беспокоится, ты в опасности.
Из приемника бродяги грянул только что звучавший гимн. Камера перебрасывается на бродягу, тот, беззубо улыбается в камеру и пританцовывает.
ЗЛАТКА З/К
Ну, видишь, встречают, как президента в аэропорту. Закрывай глаза, пойдем.
ТУРИСТ З/К
А зачем глаза закрывать?
ЗЛАТКА
Когда впервые идешь по Карлову - закрой глаза и загадай желание. Здесь когда-то везли на казнь приговоренных с повязками на глазах. С тех пор традиция. Давай руку!
Бродяга машет рукой и делает «зиг хайль», камера дергается и снимает в смазке, куда рука поведет. Гремит из приемника сегодняшний гимн России, идут титры фильма. Мелькают скульптуры у перил, уступающие дорогу встречные туристы, мостовая с множеством ног, торговцы, музыканты – все, что успевает зацепить на камеру Турист с закрытыми глазами идущий по Карлову мосту.
ТИТР НАЗВАНИЯ ФИЛЬМА: ТАНК
Гимн заканчивается, мост пройден. Снова в кадре Златка.
ЗЛАТКА
Ну вот, прошли, открывай глаза.
Перед ними у киоска с информацией, путеводителями и картами стойка с открытками. Рука Туриста перебирает открытки, показывая их в объектив: башня с часами на Старомистской площади, собор св.Витта, Злата улочка, дом Кафки и др. Рука берет следующую открытку, детский рисунок: зеленый танк с красной звездой на башне едет по Карлову мосту.
ЗЛАТКА
Это нарисовал чешский школьник в августе шестьдесят восьмого.
Рисунок на открытке укрупняется и оживает, слышится тарахтение и рев танкового мотора. По фону проносится только что снятый на камеру проход по мосту в быстрой обратной перемотке, будто танк едет задним ходом, замирает на том месте, где нарисован чешским школьником.
Звучит треск радиоприемника и тарахтенье танкового мотора. Карандашный контур танка заливается защитно-зеленой краской, звезда на башне делается ярче, становится алой.
Из приемника слышится резкое гавканье немецкой речи – ораторские вопли Гитлера и рев торжествующей толпы, переходящие в пафосное начало «5-й симфонии» Бетховена. Танк вздрагивает и медленно разворачивается.
Скачок радиоволны, вступает трехдольная хоровая «Священная война».
ПЕСНЯ
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною
С проклятою ордой!
Колеса танка крутятся, скрипят траки, из пушки вырывается огонь и дым. По фону несутся документальные кадры битвы за Берлин – взятие Рейхстага, падение фашистского флага.
Скачок радиоволны, звучит марш «Прощание Славянки» и победная речь Иосифа Сталина. На фоне залпы салюта в Москве и июньский парад 45-го года с Жуковым на белом коне и бросанием знамен и штандартов Рейха в кучу у Мавзолея. Перед храмом Василия Блаженного на Лобном месте выстроен постамент, перед которым натянута ленточка. Танк проезжает, разворачивается и движется к постаменту, приближается к ленточке.
Скачок радиоволны, звучит медленное вступление Чардаша Монти. Танк притормаживает, будто задумывается, мотор начинает сильно рычать, настороженно «оглядывается» башня, Танк медленно разворачивается, и с началом темы мчит с Красной площади. По фону мелькают типографские барабаны с первыми полосами газет: «Венгрия – 1956», «Будапешт», слышатся голоса дикторов на разных языках, выступления глав правительств. Чардаш нарастает, из глубины по фону наплывают открытки с видами Карпат, Будапешта, хроника с танцующими мадьярами. Танк несется по улице Будапешта, перегороженной баррикадой из винных бочек, на полном ходу врезается в баррикаду, его окатывает багровой волной вина, заливающей кадр. Волна стекает, танк покачивается, будто пьяно пританцовывает под скрипичное allegro Чардаша Монти.
Скачок радиоволны, вступает чешская Veselkа. Танк, пьяно покачиваясь, разворачивается и мчит, разбрызгивая гусеницами красные винные лужи. По фону мелькают типографские барабаны с первыми полосами газет: «Чехословакия – 1968», «Прага», «Дубчек», наплывают туристические открытки с видами Карловых Вар, Будуевиц, Чешского Крумлова, Праги. Танк несется через Старомистскую площадь к Карлову мосту, въезжает на мост, заглушает ревом мотора духовой оркестрик, играющий Veselku. Задевает стоящую у перил скульптуру святого Иоанна Непомука, скульптура, ломая перила, падает во Влтаву.
В кадре возникает карандаш, он неуверенным штрихом восстанавливает перила моста, скульптуру Непомука и фиксирует Танк в том положении, в каком нарисовал его пражский школьник в 68-м году. По переднему плану несется черный дым. Слышится телефонный сигнал с мелодией гимна СССР. Танк рывком сдает назад, разворачивается.
На Старомистской площади оживает знаменитый памятник – пламя костра охватывает Яна Гуса, на Вацлаваке обливают себя из канистр студенты Ян Палах и Ян Зайиц – вспыхивают два факела, от которых на постаменте Вацлава оплавляется и стекает надпись: Svatý Václave, vévodo ceské zeme, kníze náš, nedej zahynouti nám ni budoucím (Святой Вацлав, герцог земли Чешской, государь наш, не дай погибнуть ни нам, ни детям нашим).
На мосту перед Танком в полыхающем костре беззвучно играет чешский оркестрик – по берегам Влтавы полыхает Прага. От жара огня на броню Танка ложится сетка трещин, защитная краска шелушится. Танк съезжает с Карлова моста и оказывается на Красной площади.
Танк мчит к Лобному месту, где установлен постамент. На Лобном месте сгрудилась горстка людей, семь человек с транспарантами: «МЫ ТЕРЯЕМ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ», «ПОЗОР ОККУПАНТАМ!», «ЗА ВАШУ И НАШУ СВОБОДУ». Среди семерых женщина с грудным ребенком, танк прет на постамент и вот-вот раздавит этих семерых, младенец широко открывает рот и заливается плачем. Танк рычит и движется на горстку людей с транспарантами.
Скачок радиоволны, из плача младенца выливается мелодия афганской зурны. Танк останавливается и задом скатывается с постамента в палящую зноем пустыню. Звучат вперемешку обрывки сообщений BBC и радио Svoboda, напевный речитатив Иосифа Бродского.
БРОДСКИЙ
Заунывное пение славянина
вечером в Азии. Мерзнущая, сырая
человеческая свинина
лежит на полу караван-сарая.
Тлеет кизяк, ноги окоченели;
пахнет тряпьем, позабытой баней.
Сны одинаковы, как шинели.
Больше патронов, нежели воспоминаний,
и во рту от многих "ура" осадок.
Слава тем, кто, не поднимая взора,
шли в абортарий в шестидесятых,
спасая отечество от позора!
Танк медленно движется по песчаной пустыне, то здесь, то там мелькают обелиски с красными звездами и фотопортретами мальчишек с подписями «такой-то и такой-то, погиб, исполняя интернациональный долг». На броне Танка проступают капли пота и стекают в песок. Краска пересыхает, трескается, шелушится. Далеко впереди виднеется оазис, Танк движется к нему, по пути сминая врытые в песок палки с табличками: ФЕРГАНА, КАРАБАХ, ГРУЗИЯ, АДЖАРИЯ, ОСЕТИЯ. С каждой, вминаемой в песок табличкой, Танк движется все тяжелее и тяжелее. Перед самым оазисом на врытой в песок палке табличка «ГРОЗНЫЙ». Танк упирается в нее и буксует, сдает назад, разгоняется, сминает и эту табличку, а за ней другая «ДОНБАСС».
Скачок радиоволны, звучит сегодняшний гимн России. Мираж оазиса сменяется рисованными контурами Красной площади. На брусчатку мостовой суховеем наносит песок из пустыни. Танк медленно движется к постаменту на Лобное место, где остался торчать один транспарант, но что на нем написано – не видно, транспарант обращен к нам тыльной стороной.
Танк тяжело, медленно въезжает на постамент и застывает перед транспарантом. Идет дождь, смывая с брони шелушащуюся краску, так, что остается только зеленый контур Танка с красной звездой на башне. Но стекает краска и со звезды, алыми каплями, не растворяясь водой, заливает Лобное место, постамент, поднимается до гусениц. Теперь звезда белая, а на вымокшем транспаранте проступили задом наперед написанные слова «УДОБОВС УШАН И УШАВ АЗ».
Скачок радиоволны, гимн России обрывается. Снова звучит Veselka, рука Туриста держит открытку с рисунком чешского школьника. Кладет ее обратно в пачку туристических открыток. В кадре появляется лицо Златки.
ЗЛАТКА
Загадал желание?
ТУРИСТ З/К
Загадал. Идем на казнь?
За спиной Златки снова показывается Бродяга с приемником.
ЗЛАТКА
Ну и шуточки у тебя!
Бродяга широко улыбается беззубым ртом, подносит приемник к уху, крутит колесико настройки, но никакой музыки, только радиопомехи.

Конец