НЮРНБЕРГ В ЧЕРКИЗОВО или спецоперация «Крыса».
Процесс в разгаре. Наши представляют хронику фашистских зверств на оккупированных территориях и в концлагерях. Среди прочего всплывает огромный массовый расстрел поляков в Катынском лесу. Германские адвокаты аргументировано доказывают, что эти тысячи убиты сотрудниками НКВД. Процесс замер на точке баланса, впору бросить на скамью подсудимых главных обвинителей во главе с прокурором Руденко - красивая украинская фамилия. Американцы с трудом заминают этот конфуз, т.к. необходимо завершить суд над нацистскими преступниками вермахта. Но решительно не хватает козырного свидетеля - кого-нибудь из высших чинов германской армии. И тогда возникает фамилия Паулюс. Немцы хохочут - Паулюс сгинул в сталинградском котле. Наши обещают, что на следующий день фельдмаршал предстанет перед судом. Служба охраны отправляет своего переводчика встретить Паулюса, находившегося в советском плену, и доставить его во Дворец Правосудия. По пути от секретного аэродрома совершается покушение на драгоценного свидетеля - в ходе перестрелки машина с Паулюсом, сломав перила моста, летит в реку - Переводчик и раненый Шофёр выплывают, Паулюс мёртв. А на следующий день пленный фельдмаршал Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс предстал перед судом - операция с двойником увенчалась успехом.
Съёмка падения машины в реку должна была состояться на карьере в Кёнигсберге в октябре прошлого года, но чешские каскадеры отказались лезть в холодную воду.
- Учите английский, Алексей Евгеньевич, поедем в Брюссель, там специально оборудованный бассейн. - сказал режиссер.
Полгода я зубрил язык, в марте должны были снимать, в феврале началась спецоккупация Украины, и съемку перенесли на осень в Черкизовский бассейн в Москве.
Снять все спланировали за две ночные смены между тренировками прыгунов в воду. Сперва макет с куклами, потом реальный автомобиль с артистами. Провели четыре технические встречи, три совещания, все расписали - вперёд.
Двор бассейна заставлен машинами киногруппы, в соседнем зале плещутся малютки пловчихи, а в основном - сто взрослых мужиков громоздят фермы с лебедками, расставляют десятки осветительных приборов, водолазы выстилают дно чаши специальным кинофоном, альпинисты, технологи и спецэффекты под руководством русского Кусто, спеца по подводным съемкам Гриши, затапливают якоря, тянут направляющие тросы, подводят систему подачи пузырей - все серьезно.
Главный отряд из представителей всех киноцехов собрался у игрушечной машины-макета: кукольники сажают пассажиров и шофёра, тянут к их рукам и головам лески, осветители проводят кабель к фарам, аквалангисты крепят систему подачи воздуха (видимо, чтобы куклы не задохнулись) с шлангом к баллону, спецэффекты подвязывают тросы:
передние направляющие,
задние поворотные,
боковые раскачивающие,
верхние страхующие,
донные опрокидывающие.
Всем руководит вездесущий Гриша, который не успевает все делать разом, только и слышишь: Гриша, Гриша, Гриша - и восторженный командир с отчаянным и бессмысленным энтузиазмом носится по бассейну, как жмурка в детской игре. Час икс, макет собран, на сверхнадёжные магниты нацеплены игрушечные двери, художница Чародейка целует сидящих в машине кукол, и десять здоровых мужиков поднимают это огромное сердце с ответвлением коронаров и несёт на исходную, как принца Гамлета в последней сцене одноименной трагедии: четверо тащат саму игрушку, остальные - сеть шнуров, кабелей, тросов и лесок. Впереди взволнованным Фортинбрасом шествует Гриша Кусто.
- Водолазы, принимайте машину! Все водолазы сидят на противоположной стороне в пижамах, с интересом наблюдают процессию - им не дали команды готовиться к погружению. Проходит полчаса, десяток мужиков стоят с Гамлетом и его шнурками - плюх, плюх, плюх - водолазы наконец в бассейне.
После первого дубля отстегнулись двери от сверхнадёжных магнитов. Гриша бросился давать команду усатому водолазу Сереже, от которого уже что-то настоятельно требовала художница и осветители, поэтому, когда подбежал я, огромный Сережа взял груз и ушел на дно. После второго дубля отвалилась фара и оборвались лески управления куклами. Три камеры из четырёх не работали, четвёртая снимала не то. На третьем дубле спутались все провода, направляющие, вертящие, страхующие, кабель фар и шланг подачи воздуха. На распутывание ушло два часа. А после ещё одного безуспешного дубля распутывать уже не стали, прихреначили двери шурупами, подвесили макет за жопу на лебедку, подняли к трамплину и отцепили. Плюххх! Отличный получился кадр. Через оторвавшуюся крышу вытащили ележивых кукол, опустили макет на дно и сняли три дубля, как на его фоне поднимаются к поверхности воды, прыская кровью, Переводчик, Шофёр и мёртвый Паулюс, которому завтра ещё давать показания на Нюрнбергском процессе. Режиссер спрашивает:
- Ну, как тебе?
- Я в восторге!
- Шутишь?
- Нет, правда - позади славный Нюрнберг, а впереди поражение в войне и Гаага над клиническими идиотами - это очевидно, ты не находишь?
- Объявляем конец смены?
- Давно пора.
- Дорогая группа, всем большое спасибо!
Сегодня снимали кукол, завтра будут настоящие.
Выходим из бассейна навстречу первым спортсменам, мальчикам и девочкам - хмурый рассвет. Курю, пью кофе, жду такси. По асфальтовой площадке между машин съёмочной группы под проливным дождем бегает крупная крыса-альбинос, грязно-белая с красными глазками. Наверное, чей-то сбежавший питомец. Иду в кейтеринг, бросаю ему кусочки блина с мясом, ест. Как ни в чем не бывало - крыс-альбинос у бассейна в Черкизово, где только что завершился «Нюрнберг».
И сразу мы все здесь - такие нереальные, такие понарошкнутые - под сентябрьским московским дождем.