Сальери
Трагическая вина Сальери – обожествление Моцарта.
Моцарт полон страхов, дурашливости, рваной и спорной человечьей ткани.
Сальери целостен и туп. Создать гения и убить его – это ли не слава.
А гений – это не высшее мастерство и вдохновенная музыка, гений – жизнь в человеке.
И эту жизнь алгеброй не возьмешь. Что если первый монолог Сальери – уже после совершенного убийства? Интересно. В финале монолога Моцарт, воскреснув, снова приходит к Сальери. И тот убивает вторично. У него уже ничего нет, никаких вариантов кроме этого единственного – казнить Моцарта, оправдывать себя, но так и не услышать жизни.
18 августа 2003г.
Родился Антонио Сальери, чьей оперой открывалась Ла Скала. Ничего Пушкин не наврал, все правда, и даже если яд не сыпал – все равно убийца – сны, мечты, зложелательство и зависть… А как исполнилось – разве это важно? Сальери не повезло – Пушкин мог назвать любого современника Моцарта – не ошибся бы.
5 января 2007г
Сальери - рисунок Врубеля. Он сидит, уставившись в ноты Моцарта, звенящая глубокая тишина – мысленно слушает музыку. Справа небольшое зеркало, и в зеркале его римский профиль черной камеи как на деньгах – его уже окаменелость. Мощно.
А Фома сказал: «Сальери – гениальный слушатель». Неправда. Он и слышал-то лишь потому, что Моцарт звучал. Но болен был невыносимостью звука. Его слезы у Пушкина – мука. Как бесноватый бежит креста. Вернее, в этих слезах сперва счастье, а потом – невозможность терпеть.
Слезы Сальери (фу, мерзость!) – сентиментален и жесток.
Сальери сделал все и ждал награды. Хотел наследовать дар, получить за труды – он торговался с Богом. И Бог посмеялся над ним. Послал на землю Моцарта.
Вот – заноза в сердце.