Василий Семенович, фас!

Приветились на Пушкине, гуляли по Праге. Он сказал, что я очень строгий, но настоящий – лестно.

ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ

2012 год, Петергоф съемка «Трех мушкетеров». Мы – вторая съемочная группа – всё трюки, погони, драки… И, конечно, сцены с Ришелье не в нашем списке. Но как-то на лужайке между Ла-Рошелью и королевским лагерем грелись на сентябрьском солнышке обе съемочные группы. На стульчике у палатки кардинала дремал Василий Семенович. И мы с ассистентом Колей Соколовым затеяли пушкинский пинг-понг:
- Брожу ли я вдоль улиц шумных?
- Вхожу ли в многолюдный храм!
- Не дорого ценю я громкие права?
- От коих не одна кружится голова!
- Зачем крутится ветр в овраге?
- Подъемлет лист и пыль несет!
Василий Семенович поднял голову и принял подачу:
- Когда корабль в недвижной влаге его дыханья жадно ждет!
И случился миниконцерт на привале – Лановой читал Пушкина съемочной группе близ Петергофского дворца в декорациях по роману Дюма.
Кабинет кардинала Ришелье снимали в особняке Кельха на улице Чайковского. Псевдоготический зал темного дерева с рыцарскими витражными окнами, винтовыми лестницами. Запыхавшийся Д`Артаньян взбегает по лестничным маршам, скользит по паркету – перед ним за огромным дубовым столом, освещенный шандалами, великий стратег и соперник дописывает гусиным пером важное послание. Гасконец внимательно осматривает туфли кардинала, письмо на столе… Ришелье резко поднимает голову и вперяет гневный взор в Д`Артаньяна. Вот нужно снять этот кадр его глазами – вертикальная панорама с туфель на портрет, и точно подловить момент, когда Ришелье взглянул на соперника. Дубль за дублем, камера то еще не пришла, то уже давно дошла – момент не ловится. Подхожу к Лановому:
- Василий Семенович, я вам скомандую, когда нужно посмотреть в камеру, хорошо?
- Хорошо, а какая будет команда?
- «Василий Семенович – раз!» Вот на «раз» вы и поднимайте голову.
- Договорились.
Д`Артаньян взбегает, скользит по паркету, Ришелье строчит письмо, камера поднимается с туфель…
- Василий Семенович… Фас! – кричу резко, как овчарке на границе.
Лановой вздрогнул и, подняв голову, возмущенно взглянул в кадр.
- Ну и шуточки у вас, Алексей, - сказал он после съемки, - мне, народному артисту, Василию Лановому – фас!
Но кадр получился блестящий – пламенный мальчишеский взгляд – Павка Корчагин, Иван Варавва из «Офицеров» – незабываемо.
Отсняв десяток сцен в чешских замках, поехали прогуляться по Праге, шли на Малостранку через мост:
- А знаете, Василий Семенович, здесь долгие годы продавалась открытка – рисунок пражского школьника шестьдесят восьмого года – танк с красной звездой на Карловом мосту.
- Знаете, Лёша, были и другие танки – в мае сорок пятого, - он произнес это очень взволнованно, лично.
Из толпы туристов выпрыгнула семейная пара:
- Это вы! А можно сфотографироваться.
Дальнейшая прогулка была невыносимой, казалось, мы не за границей, а перед Вахтанговским театром после юбилейного бенефиса – не давали прохода. И мы нырнули в ресторан «Гений места» к нашим друзьям Андрею и Инне, где в дальнем зале была экспозиция, посвященная чешскому периоду Марины Цветаевой. Заказанный обед давно подан и остыл, а Василий Семенович все рассматривал фотографии и документы, письма Марины, наброски «Поэмы горы» – автографы изгнания и скитальчества.
- Спасибо за эту встречу… А то так досадно быть гуляющим экспонатом.
Позже мы встречались в московских переулках в районе Арбата, и всякий раз:
- Василий Семенович – фас! – хитро улыбался Лановой.
- Да полно вам это вспоминать, мне неловко.
- А знаете, Алексей, теперь подчас сам себе это говорю – отрезвляет.

 
фото: Андрей Курочкин