Александр Тимофеевский
Алексей Злобин

МГЛА

сценарная заявка


Любовь у Бунина необъяснима, как жизнь. Она есть озарение, и поражает, как солнечный удар. Но главное, она прекрасна. Она подобна цветку, где за роскошеством, очарованием, увы, всегда наступает гибель. Мы подумали, что в наш прагматичный и довольно таки жестокий век не хватает любви. Захотелось посмотреть на нее бунинскими глазами. Так возникла эта затея.

ПЕРВЫЙ ЭПИЗОД

Обнаженная молодая женщина с длинными-длинными волосами до пят смотрит на нас, будто разглядывает себя в зеркало. Позади нее окно в опушенных снегом ветвях. В стекло ударяет снежок. Женщина вздрагивает, оглядывается, подходит к окну.
Женщина смотрит в окно. Из сада по уходящей вдаль липовой аллее бежит лыжник в красном костюме. Далеко впереди, в конце аллеи мелькает проносящийся поезд, слышится отдаленный гудок и стук колес.
Женщина, легко обернувшись, привстав на цыпочки, поднимает руки, будто набрасывая на себя легкую рубашку, замирает. По рукам скользит и облегает тело из ниоткуда взявшийся полупрозрачный пеньюар. Женщина подходит к стоящему на этажерке патефону, заводит пластинку. В равномерном шипенье раздается глуховатый голос Ивана Бунина.
ГОЛОС БУНИНА
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Издалека по липовой аллее от занесенного снегом дома на нас движется фигурка лыжника в красном костюме. В зимней аллее слышится голос Бунина из колокольчика-мегафона на телеграфном столбе.
ГОЛОС БУНИНА
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Молодая женщина сидит на стуле и, глядя перед собой, будто в зеркало, расчесывает волосы.
ГОЛОС БУНИНА
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…

Женщина скручивает волосы в жгут и отрезает ножницами. На патефоне крутится пластинка.
ГОЛОС БУНИНА
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Женщина рассматривает свой изменившийся облик и начинает красить лицо: ресницы тушью, пудрой и тоном щеки.
ГОЛОС БУНИНА
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
Она достает помаду, обводит губы и потом, протянув вперед руку, рисует помадой на возникшем перед ней стекле.
ГОЛОС БУНИНА
И мне скучно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Изображение женщины постепенно тускнеет, а выводимый рисунок становится ярче, за счет проступающей за стеклом амальгамы. И Женщина уже совсем не видна, только, будто сам собой, рисующийся на зеркале автопортрет.
ГОЛОС БУНИНА
Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Тяжело дыша, лыжник взбирается на холм, внизу тянется полотно железной дороги, от станции слева отходит поезд.
ГОЛОС БУНИНА
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Лыжник, толкнувшись палками, ныряет с холма вниз, навстречу набирающему скорость составу. И сам он мчится все быстрее. Оглушительно ревет локомотив.
Наступает внезапная тишина. В полутемном доме у лестничного спуска на зеркале в старинной раме остаются штрихи портрета женщины, нарисованные губной помадой.
ГОЛОС БУНИНА
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.
Шипит откуда-то издалека неснятая с патефона пластинка. Звук прерывается. Тишина. Слышится стук снежка по стеклу.

ВВЕДЕНИЕ

Это зеркало с рисунком губной помадой висит до конца фильма на даче в небольшом загородном коттедже, куда съедутся наши герои. Их истории будут сопровождаться какими-то мерцаниями из зазеркалья.
Приедет женщина средних лет, певица, с мужчиной сильно моложе ее – любовники на дорогом автомобиле. Потом на такси явится муж певицы, респектабельный писатель с молоденькой девушкой – вроде бы тоже любовники. Перехлестнувшиеся в адюльтере пары, начнут и поведут до конца фильма странную игру «все о’кey», все так, как должно быть. Игра необъявления ситуации вслух – интрига для зрителя.
Они проведут на даче день и ночь. Утром сказочная пушистая зима сменится загородной промозглой осеню: «И ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды…»
То ли потому что это дом писателя-нобелянта, да нет, не его, конечно – современный коттедж, но был когда-то здесь дом Бунина, или не был, и все просто повторяется, просто повторяется, потому что когда-то запущенные в мир сюжеты всегда находят своих исполнителей.
Разница лишь в том, что герои прежних новелл любили до смерти, а нынешние эту смерть как-то пережили и бредут себе дальше.
Так, например, высокое самоубийство из принципов чести, описанное в рассказе «Кавказ»: «И выстрелил себе в виски из двух револьверов», когда герой не может вызвать на дуэль обидчика и вершит эту дуэль в одиночестве, в нашем случае обернется совместной стрельбой по пустым бутылкам после общего пира. Многие новеллы Бунина вспомнятся знающему зрителю, вплетаясь в киноповествование деталями, мотивами ассоциациями. Но и для тех, кто не помнит или не читал, будет разворачиваться свой неторопливый, но напряженный и захватывающий рассказ, пронизанный горькой иронией современного взгляда.
«Мгла» - немножко мистическая, а скорее поэтическая любовная драма, сыгранная в одном интерьере пятью актерами и тенью Незнакомки.

ПЕРСОНАЖИ

КАТЯ, энергичная – певица и талантливая актриса.
СЕРГЕЙ, ее муж – специалист по творчеству других писателей.
АЛЕКСАНДР – любовник Кати, в прошлом пережил трагическую потерю возлюбленной, когда-то писал стихи.
НЮСЯ – девушка со станции, встреченная Сергеем и невстреченная Костей.
КОСТЯ, влюблен в Нюсю, опоздал на станцию к приезду Нюси.
САША – молодая женщина, погибшая возлюбленная Александра – живет в зазеркалье.
ВОВА СИНЯК – местный житель.
ЛЫЖНИК

РАЗВЕРНУТЫЙ СИНОПСИС С ФРАГМЕНТАМИ СЦЕН

Чувства Кати и Сергея, пережеванные привычкой, давно охладели. Сейчас им обоим за сорок. Прежде сблизившая их взаимная страсть к творчеству, вера в себя и увлечение общим артистическим успехом – его в писательстве, ее – на сцене – уже не греют. В глазах общественности и СМИ они продолжают быть эффектной парой, украшающей истеблишмент. Что их сегодня удерживает вместе? Лень к переменам и необходимость поддержания ложного мифа о «счастливой паре».
В лихие 90е, Сергей и Катя по ложному завещанию чьей-то умершей в Париже прабабки получили в наследство дом, небольшую дворянскую усадьбу, прежде бывшую памятником культуры под охраной государства. Но государства не стало, в ход пошла крупная взятка, в дом въехали новые владельцы – писатель и певица. Право на собственность предполагало пожизненное владение без передачи по наследству и запрещало какую бы то ни было перестройку или реконструкцию особняка. По версии историков и литературоведов в этом доме бывал Иван Бунин и написал в нем несколько знаменитых новелл и стихотворений, в том числе и «Одиночество». Но Кате и Сергею претило заплесневелое достоинство исторического памятника, и в течение года особняк как-то сам собой разрушился – деревянную постройку извело невесть откуда взявшееся нашествие термитов. Дом был признан ветхим, негодным к эксплуатации и подлежал сносу. На его месте стремительно возвели коттедж в современном вкусе, из прежнего интерьера осталось только старинное зеркало с траченной амальгамой и нестираемым рисунком неведомого происхождения.
Недавно Сергей выпустил новую книгу, а Катя завела любовника.
Книга Сергея содержала ряд блистательных анализов текстов давно умерших авторов, причем тексты эти оказались неожиданнейшим для человечества открытием. За описательную часть книги Сергей отхватил буккер, за найденные тексты – весомую премию и признание в научных кругах. Впрочем, все это было липой чистой воды, автором новооткрытых шедевров был сам Сергей, подчинивший дарование писателя аферистскому промыслу имитатора-стилиста. Скороспелый триумф его подделки и стал причиной окончательного разочарования в нем Кати. Продолжая в широкой прессе и на миру славить мужа-писателя, она истово презирала его за юродство и цинизм, за то, что он так и не решился творить «от первого лица». Глубоко переживая свое разочарование в Сергее, Катя обрела Александра, уважая в новом возлюбленном «личность и честность», невзирая на решительную молодость, впрочем, и ее уважая.
Честность Александра выражалась в абсолютном пренебрежении дарованиями Кати и полным безразличием к ее сценическому успеху. Как-то на шумном театральном банкете, оставленная Сергеем на попечение толпы поклонников и поклонниц, Катя вскользь обратилась к незнакомцу, сидящему напротив с рюмкой коньяка.
КАТЯ
Налей!
И поставила перед Александром пустой бокал. Александр допил рюмку и ответил.
АЛЕКСАНДР
Хватит уже, и так хороша.
Через несколько минут в гримерке она узнала от Александра всю правду о себе, и правда эта при всей горечи была для Кати сладкой. Поправляя вечернее платье и растрепанную прическу, она сказала.
КАТЯ
Боже, какая же я блядь! Ну, ударь меня, слышишь!
И Александр влепил Кате пощечину.
Теперь Катя и Александр едут на ее автомобиле в ее загородный дом на уикенд. И Сергей едет туда же, только на такси – он не водит машину и любит дорогой поспать.
Проезжая мимо пригородной станции, Сергей видит на платформе Нюсю, милую девушку с тонким шрамом в уголке губ, отчего кажется, что она улыбается. Но сейчас Нюся расстроена тем, что ее возлюбленный Костя не встретил ее у электрички. В руках Нюся крутит маленькую видеокамеру, на которую уже сняла хвост ушедшей электрички, десяток разбредшихся пассажиров-дачников, вывеску со странным названием «МГЛА», подъехавшее такси, и вышедшего из такси Сергея. Нюся – кинолюбитель, снимает репортажный авангардный фильм, где в главной роли она сама – Нюся. Сергей приглашает Нюсю к себе на дачу погреться-чайку-попить. Нюся узнает в Сергее знаменитого писателя и, сердясь на опоздавшего Костю, соглашается на чай.
А Костя тем временем изо всех сил спешит к станции на лыжах. Он задержался у коттеджа, разглядывая в окно нечто странное. Он увидел девушку в отражении зеркала, девушка обрезала длинные волосы и красила лицо. Но как ни старался Костя заглядывать в комнату, самой девушки он не видел. И девушка эта была похожа на его Нюсю. Будучи романтиком и мечтателем, а так же переживая острую пору влюбленности, Костя допустил, что эта фантазия ему пригрезилась и, получив смс сообщение от Нюси «Ну где же ты?!», во все лопатки помчал к станции, срезая дорогу. После чего, рискуя жизнью, сиганул со снежного холма наперерез электричке, но электричка ушла, а Нюси на платформе уже не было.
Встреча героев на даче вызывает:
неприятное удивление Кати: оказывается, Сергей тоже не промах – завел девицу!
замешательство Александра: этого только не хватало – очная ставка с мужем любовницы!
провокаторское удовлетворение Сергея: вот так-то, голубчики – попались!
и азартный восторг Нюси: какая забавная ситуация для ее любительского фильма!
Напряжение разрешает Сергей, он подбрасывает Кате классный ход: дескать, все идет по прежде намеченному плану, что у него, Сергея, день рождения, и они с Катей заранее условились, что она привезет незнакомого Сергею мужчину, а Сергей - неизвестную Кате женщину. И что давайте-ка теперь отметим все на славу. Участники встречи вынуждены принять игру, заранее обреченную на непредсказуемость и абсурд. Готовится праздничный ужин, герои, улавливая минутку, пытаются выяснить отношения. Но кто-то этого хочет, кто-то нет – игра катится дальше. Влюбленный в Нюсю Костя звонит и шлет ей сообщения, но Нюся морочит Косте голову, боясь испортить такую забавную затею, из которой может получиться ее, Нюсино, классное кино. Она заставляет Костю по всему поселку разыскивать ее, снова возвращаться на станцию и т.д. Провинившийся опозданием Костя совершенно сбит с толку.
Начинается праздничный ужин: с выпивкой, закуской, при свечах, запекается в духовке торт. Сергей, празднуя дурака и подливая масла в огонь, затевает главную игру. Пусть каждый из присутствующих расскажет свою самую серьезную и душещипательную любовную историю; у Нюси есть камера, у него диктофон – может родиться новый Декамерон. Единственное условие – говорить только правду. Тянут жребий – кому начинать, первой вступает Катя.
Далее по ходу фильма в монологах персонажей обыгрываются новеллы Ивана Бунина, за исключением истории Александра:
История Кати «Митина любовь»
История Сергея «Руся», «Кавказ»
История Нюси «Качели»
История Кости «Волки»
История Александра «Никакого сходства» - новелла Александра Тимофеевского.
История Кати – «Митина любовь» рассказывается не от лица Мити, как у Ивана Бунина, а от лица Кати. Это история о том, как ее первое сильное чувство к прекрасному Мите вступило в противоречие с намечающимся главным интересом Кати – Катя талантливо пела и мечтала о сцене, обучалась в драматическом училище. Ее педагог, известный в те годы актер и антрепренер славился своими шашнями с актрисами, Митя страшно ревновал Катю к нему и к сцене. На выпускном экзамене Катя выступила блестяще, получила ангажемент в несколько столичных театров. Расстроенный Митя уехал в деревню, пообещав Кате, что будет ее ждать, если она решит связать свою жизнь с ним и бросит сцену. Дальше история Кати разделяется на версии, одну она рассказывает всем присутствующим, а другую, уже изрядно выпив – Сергею, наедине. По первой версии Катя, получив от обольстителя-наставника приглашение в международное турне на главных ролях и на понятно каких условиях, написала Мите письмо с решительным разрывом: «Дорогой Митя, не поминай лихом, забудь, забудь все, что было! Я дурная, я гадкая, испорченная, я недостойна тебя, но я безумно люблю искусство! Я решилась, жребий брошен, я уезжаю – ты знаешь, с кем… Ты чуткий, умный, ты поймешь меня, умоляю, не мучь себя и меня! Не пиши мне ничего, это бесполезно!» Но Катя, написав это письмо, не отправила его, а, отказавшись от домогательств антрепренера, поехала в деревню к Мите. Каково же было ее разочарование, когда, приехав, она застала возлюбленного в сторожке с местной девкой. Бросив в лицо Мите написанное письмо, она вернулась в город, пыталась отравиться, чудом выжила и впредь предпочла любым восторженным чувствам профессию.
Позже, выйдя из-за стола, напившаяся Катя будет откровенна с Сергеем: письмо Мите было отправлено, но в турне она не поехала, потому что прежде антрепренер ее отымел и бросил. Однако, не желая терпеть фиаско, Катя шантажировала антрепренера, добилась решительного его участия в своей карьере, а потом уничтожила его, ославив и предав суду, что привело его за решетку, а Кате принесло скандальный успех, только усиливший ее карьеру.
СЕРГЕЙ
А как же Митя?
КАТЯ
Митя? Не поверишь – отравился, дурачок.
История Сергея «Руся» до этой встречи держалась от Кати в секрете. Впрочем, кое о чем она догадывалась, найдя однажды несколько фотографий в его письмах. Более того, финал их свадебного путешествия был омрачен воспоминаниями Сергея об этой девице. Они как раз возвращались из Крыма и проезжали ту станцию, где у Сергея «все это было». Ну, дела давние, ревность Кати угасла, а Сергей, тем не менее, все еще помнит свою Русю – Марусю Мудрецову, дочь полковника-гебиста и своенравной ревнивой мамаши, заведовавшей одним из московских РОНО. Вся их история заключалась не в сюжете, не в каких-то будоражащих фактах, а в прелести первых чувств и в пряной атмосфере преступности по отношению к родителям-аппаратчикам. Сережа был вольной птицей с непростительно демократическими взглядами, блестяще знал литературу и языки, ненавидел Совок и восхищался западом. По всем статьям он Марусе был не пара. В один прекрасный день на Марусиной цековской даче они были застигнуты врасплох внезапно вернувшимися родителями. Обезумевшая от ревности и классовой ненависти мамаша стреляла в Сергея из табельного отцовского «Макарова». Не попала, обошлось. Но Маруся уступила требованиям родителей и отказалась от Сергея. Предательство Руси навсегда поселило в Сергее недоверие к женщинам и сделало циником. А потом они с Катей проезжали эту станцию, и он неосторожно намекнул Кате на прошлое свое счастье. Впрочем, они давно уже проехали эту станцию. И сегодня, увидев на платформе Нюсю, и зная, что Катя на даче не одна, Сергей решил пригласить это свое воспоминание на их общий праздник, за что и предложил еще по рюмке выпить.
СЕРГЕЙ
Руся-Нюся – рифма. Как-то так.
Тем временем мимо коттеджа бежит на лыжах Костя, звенит смской висящий на его шее мобильник. Костя останавливается, читает. Тут же пишет ответ. Сзади слышится.
ЛЫЖНИК
(за кадром)
Уступи лыжню!
КОСТЯ
Подождите секунду. Видите я…
Поворачивается. За его спиной стоит ЛЫЖНИК.
ЛЫЖНИК
Да ты все звонишь и звонишь, а я волочусь за тобой, как макарона.
КОСТЯ
Сейчас. Черт, сигнала нет!
ЛЫЖНИК
Вон, на елку полезай, здесь везде хреново ловит. Закурить дай!
Костя отходит в сторонку.
КОСТЯ
Да езжайте, ради бога уже!
ЛЫЖНИК
Кураж пропал. Что, не отвечает?
КОСТЯ
Не курю, не отвечает, езжайте, а!
Лыжник уезжает, напевая.
ЛЫЖНИК
У меня жена была, она меня любила, изменила только раз…
Внезапно останавливается, кричит Косте.
ЛЫЖНИК
Слышь, они все без гарантии, даже если со знаком качества!
КОСТЯ
(кричит)
Да что вы знаете, она мне жизнь спасла!
ЛЫЖНИК
Все равно. Какая гарантия?
Разворачивается и едет дальше, напевая.
ЛЫЖНИК
Изменила только раз, а потом решила…
На даче Сергей разливает по рюмкам водку, обращается к Александру.
СЕРГЕЙ
Ваша очередь, молодой человек, чем будете удивлять?
АЛЕКСАНДР
А я воздержусь. Или нет.
Александр встает, берет рюмку.
АЛЕКСАНДР
Нет, не помню, простите.
Выпивает, садится.
СЕРГЕЙ
Смело. И свежо. Вас, стало быть, воздержаньем сюда занесло?
КАТЯ
(Сергею)
Не паясничай!
СЕРГЕЙ
Ну, что ты, милая…
(Нюсе)
Выручайте, храбрая девушка!
НЮСЯ
Легко!
Но Нюсина история оказалась совсем короткой и будто некстати. Поездка в загородный санаторий, мальчишка стажер-ботаник на практике, прогулка перед ужином – есть хотелось, аж живот сводило – что-то ему там «нашептывал залив и благоухала сирень», а залив был мелкий и грязный, и от сирени у нее аллергия. Потом он зачем-то полез на эти качели дурацкие – и ну скрипеть-раскачивать. Она кричала «Хватит», а он еще и еще… ну, и она не удержалась, прямо об железку лицом: вот шрам – видите? Кровищи было! А в санаторий прибежали, выяснилось, что у нее сумку с вещами сперли, а там французские туфли – мать подарила, мобильник, документы – всё. Вот такая любовь.
КАТЯ
Да, богатая биография…
НЮСЯ
Какая есть, по крайней мере, не ваше вранье. День рождения – клево придумали, а у меня вот действительно день рождения. И этот ботаник мой все проспал и не встретил меня на станции. Теперь носится по поселку, письма шлет, Сирано де Бержерак, тоже мне.
По просеке на лыжах бежит Костя. Впереди виднеется малоразличимый неподвижный силуэт. Костя подкатывает на лыжах к стоящему с закрытыми глазами мужику – это ВОВА СИНЯК. Вова открывает глаза, непонимающе глядит на Костю, бормочет.
ВОВА СИНЯК
Эй, слышь, уступи лыжню!
Костя отходит в сторонку, Вова Синяк делает несколько шагов по лыжне и падает лицом в снег. Костя бросается его поднимать.
В гостиной Сергей открывает очередную бутылку.
СЕРГЕЙ
(Нюсе)
Так позовите сюда вашего Сирано…
НЮСЯ
Еще чего, вам вон…
(кивает на Александра)
…гостей хватает.
АЛЕКСАНДР
Девочка, не хами.
НЮСЯ
Хорошо, не буду.
Берет камеру, наводит на Сергея.
НЮСЯ
Итак, репортаж с петлей на шее «Как я дошел до жизни такой». Достаем торт, втыкаем свечи, загадываем желание – кто с кем спит, перед завтраком – смена партнеров. Минуточку…
Нюсе приходит очередная смска, она быстро отвечает, произнося вслух.
НЮСЯ
Погуляй еще, любимый, скоро буду.
(всем)
Итак!
В станционном буфете Костя пьет с Вовой Синяком водку из пластиковых стаканчиков. Вова Синяк в норме, то есть никакой, Костя слезливо икает.
ВОВА СИНЯК
(страшно картавя)
Ну вот, я ее, значит, раком поставил и продрал хорошенько. Она баба хорошая, только курит, проститутка.
Костя, путаясь в клавиатуре телефона, набирает смску.
ВОВА СИНЯК
Да че ты все строчишь ей - загуляла, лярва, все они!
КОСТЯ
Что вы говорите, не надо. Она же, знаете…
(икает)
…простите, она же мне жизнь спасла. Мы в санатории познакомились, я там на практике, весна, сирень, берег залива. А тут местные на мотоциклах, шпана – у костра сидели, шашлыки жарили, ну и привязались. Их шестеро, а я один, то есть с ней, с Нюсей.
ВОВА СИНЯК
Ну и че, отодрали ее?
КОСТЯ
Какое там! Она к мотоциклу бегом, «Прыгай» кричит, эти следом бегут, я уселся сзади, вцепился в нее…
ВОВА СИНЯК
Ну и че, догнали и отодрали?
КОСТЯ
Щас – догнали!
(икает)
Простите. Нюся газу, и мы по косе на закат – кра…
(икает)
…ссота!
ВОВА СИНЯК
Ну и че, отодрал ты ее? Плесни, а!
Костя разливает остатки водки.
КОСТЯ
Нет, о бревно стукнулись, она губу рассекла, шрам остался.
ВОВА СИНЯК
Кувырк, бля…
КОСТЯ
Что, а? Ну да – кувырк. Потом она в больнице местной лежала – сотрясение. Не пускала в палату к себе, письма ей в форточку бросал, а она смсками отвечала, ответ в три буквы всегда.
ВОВА СИНЯК
Че?
КОСТЯ
Одно и тоже всегда писала: «Угу». А через неделю я пришел – она выписалась – уехала. Я и адреса не знаю, телефон только, прислала мне эсемеской мэйл свой, я ей письма по три страницы полгода писал, а она все одно и то же.
ВОВА СИНЯК
Че!
КОСТЯ
Че, че? «Угу». И вот позвонила, сказала, что приедет ко мне сюда, а я опоздал.
На даче Катя поет романс Прозоровского «Косыночка газовая». Посреди стола торт, Сергей поочередно зажигает свечи. Катя заканчивает романс.
СЕРГЕЙ
Браво, милая, как всегда – браво, браво…
АЛЕКСАНДР
Скучно жить на этом свете, господа.
КАТЯ
Да пошел ты!
Встает из-за стола, уходит.
СЕРГЕЙ
А я вот, знаете, еще новеллу расскажу – про стыд.
АЛЕКСАНДР
Не пересолите только, итак уже…
НЮСЯ
Валяйте, камера идет!
СЕРГЕЙ
С Русей-то тогда все не кончилось, мы уже с Катей были не первый год… Потянуло, знаете, разыскал ее. Она замужем, муж военный, герой малых войн – позор отечества, был по счастью в командировке – анекдот. Маруся осторожничала, предпочли гостиницу, стал я время от времени наезжать, для Кати версия – лекции, выставки, встречи с издателями.
АЛЕКСАНДР
Ну, а у нее в ответ гастроли, долгие репетиции, киносъемки.
СЕРГЕЙ
Вам не откажешь в любезности.
АЛЕКСАНДР
Все взаимно, рад стараться.
СЕРГЕЙ
Так вот, думали урывками нарадоваться, не вышло.
АЛЕКСАНДР
Мужа, поди, встретили в том же отеле.
СЕРГЕЙ
Да нет, знаете, иначе. Дело к лету, его в городе служба держит, а у нас с ней, что называется, необратимость.
АЛЕКСАНДР
Вот, значит, как это называется.
НЮСЯ
Александр, не ваш выход, напоетесь еще!
АЛЕКСАНДР
Молчу.
СЕРГЕЙ
Так вот, решили к морю – в Абрау-Дюрсо, там домик в скалах на побережье. Она – якобы под Ялту в Крым, а я – в Норвегию на научный сейм по прозе Гамсуна. А муж ее должен был через неделю к ней в Ялту приехать. Все как по маслу, в перспективе – неделя недожитого в юности счастья. Ехать одним поездом до Харькова, там пересадка и на Кавказ – в Абрау-Дюрсо пить шампанское. Я ее в вагоне ждал, в соседнем СВ, и видел, как он провожал ее, герой малых войн, впервые увидел его. И не поверите – озноб по спине.
АЛЕКСАНДР
Неужто страх?
СЕРГЕЙ
Хуже – зависть. Красавец: стройный, легкий, глаза с поволокой, таких, думал, уже не осталось – стерлись. Как он в армии-то в этой уцелел?
НЮСЯ
То есть, не убили почему?
СЕРГЕЙ
Нет, в нашей армии, специализирующейся на малых войнах. Где не пули бьют, а подлость породу выедает, где вся доблесть в подлости – аулы чеченские вырезать. В общем, вся моя ненависть классовая и презрение в этот момент на меня же в зеркало купе таращились. Идет она по платформе, а с ней рядом Олег Даль, а я в этом фильме даже не Квазимодо, а так – пес приблудный за текущей сукой.
АЛЕКСАНДР
Похвально.
СЕРГЕЙ
Не то слово. Она уже в поезде бредить начала: он догадается, он выследит, он убьет, он, не поверишь, дуэлянт, в Абхазии с одним майором стрелялся, тот местную старуху ударил. В общем, думал я с ней от ее героя удрать, да так втроем и поехали – всю неделю жужжала про его благородство и представления о чести – до тошноты опостылела, и не было ничего; как уйдет с утра на скалах загорать, так все вокруг будто тень героя ее носится.
АЛЕКСАНДР
Финита ля комедия.
СЕРГЕЙ
Не совсем, был продолжение. Собрались мы в Ялту, ее к благоверному везти, а в Краснодаре холера, карантин трое суток. В общем, разминулась она с мужем, влипла.
АЛЕКСАНДР
Ну вы-то, я полагаю, ее не оставили?
СЕРГЕЙ
Правильно полагаете. Но дуэли не вышло. Он в санаторий к ней приехал, потом искал ее по всей Ялте, снял номер в гостинице на берегу. Утром накануне нашего приезда купался в море, потом за завтраком выпил бутылку шампанского, весь в орденах, в парадном мундире, и уйдя в номер застрелился.
АЛЕКСАНДР
Из двух револьверов.
СЕРГЕЙ
Откуда вы знаете, что из двух?
АЛЕКСАНДР
Ну, предполагалась же дуэль. Да, думал – герой-любовник, оказалось – вор-неудачник. Скверно.
СЕРГЕЙ
Интересно, кто из нас больше вор? Может, я эту историю рассказывал и все наврал, а сам вас имел ввиду, а?
АЛЕКСАНДР
Непохоже. Я, как видите, от вас в окно не прыгал, клумбы с розами не мял, а вот сидим, выпиваем – любуемся друг другом.
СЕРГЕЙ
Ладно, замнем, пойду на воздух.
Сергей, покачиваясь, встает из-за стола, дует на торт, гаснут огарки свечей. Нюся выключает камеру, кладет на стол. Сергей уходит.
НЮСЯ
А вы злой.
АЛЕКСАНДР
Бунин, Иван Алексеевич, «Темные аллеи», «Кавказ». Но там хоть любовь была, а у него так – унылый мрачный перепихон под стук колес и липкий страх возмездия.
НЮСЯ
Не поняла?
АЛЕКСАНДР
Новелла про застрелившегося офицера. Все наврал, шут гороховый.
НЮСЯ
А вы?
В гостиной темно и дымно от погасших свечей.
АЛЕКСАНДР
Не включайте камеру, скажу.
НЮСЯ
Ну?
АЛЕКСАНДР
Я не врал. И вы, знаете что… да ладно, не будем.
НЮСЯ
Что?
АЛЕКСАНДР
Вы, Нюся, на девушку одну похожи. Я потому и остался в этом цирке – обожгло слегка. Что у вас там, день рождения? Выпьем!
НЮСЯ
Угу.
Александр наливает себе и ей, поднимает рюмку.
АЛЕКСАНДР
Пошлость какая!
НЮСЯ
Забейте, протрезвеем, располземся, забудем.
АЛЕКСАНДР
Конечно, уже.
НЮСЯ
Хотите, поцелуемся, штрейкбрехер?
АЛЕКСАНДР
Обойдемся без брудершафтов, тошнит что-то.
Выпивает залпом.
НЮСЯ
Ну, валяйте тогда, на кого я там похожа?
АЛЕКСАНДР
Вы бы Косте своему позвонили, пусть утащит вас отсюда.
НЮСЯ
Успеется. Полгода письма писал, подождет еще часок.
АЛЕКСАНДР
Угу.
НЮСЯ
Угу.
АЛЕКСАНДР
В общем, жили весло, красиво - в доме с итальянским балконом.
НЮСЯ
Это как?
АЛЕКСАНДР
Как в Одессе. Лестница снаружи. Балкон по всему этажу. Было четыре таких дома. На отшибе. Их называли кораблями.
НЮСЯ
Почему корабли?
АЛЕКСАНДР
Не знаю. Обвевались всеми ветрами. Весной с холмов нас засыпало лепестками миндаля. По вечерам мы влезали на эти холмы, смотрели сверху на город. Огоньки в нагретом воздухе воспаряли, как души на гравюрах Мазереля. Мы раскладывали плед. Пили сухое вино.
НЮСЯ
И не пьянели, конечно?
АЛЕКСАНДР
Наоборот, редки были трезвые минуты. Жили в одном доме с лучшими друзьями. Не соседи подружились, а лучшие друзья стали соседями. Возвращаясь домой, я не знал, у кого сегодня обедаем, где спим. Написал даже такие стихи:
Мы жили все одной семьей
И жили, как в раю.
Пока я спал с его женой,
Он целовал мою.
Но вот беда, с его женой
Не сталось ничего.
А у моей - родился сын,
Похожий на него.
НЮСЯ
Действительно весело. И правда похож?
АЛЕКСАНДР
Бросьте, это шутка.
НЮСЯ
Но что-то все-таки было?
АЛЕКСАНДР
Было весело… Потом Саша ушла… Может, потому что мы были слишком счастливы.
НЮСЯ
Ревность?
АЛЕКСАНДР
Какая там ревность… Медицинская ошибка. Совсем ушла. Умерла.
НЮСЯ
Простите. Представляю, что вы пережили.
АЛЕКСАНДР
Что вы представляете? Пережил… Не помню, как я прожил первые полгода. Ребята опекали меня. Отпаивали, отогревали.
НЮСЯ
А потом?
АЛЕКСАНДР
И потом. Наташа с Толей ездили в Москву на симпозиумы. Однажды Тошка возвращается, говорит, познакомился с девушкой, зовут Лола. Точь в точь, как твоя Саша, глаза, руки, волосы. Короче, чистый клон. Наталья подтверждает. Я, конечно, пресек эти разговоры, но они в течение года, как вернутся из Москвы, заводят на ту же тему. Я затыкаю уши, они суют записочки с адресом. Я рву.
НЮСЯ
И?
АЛЕКСАНДР
Как-то поехал в Москву на халтуру. Потом перед поездом сижу в ресторане, лакаю водяру. Никогда не пейте в одиночку – паскудство.
НЮСЯ
Учту. И что, встретились?
АЛЕКСАНДР
Не спешите. Ресторан вокзальный, до поезда час. Подходит официант: «Закрываемся». Я лезу в карман, чтобы расплатиться. Нахожу записочку: Лола, Измиран, дом, квартира. Меня разобрало, взял такси. Ночь. Таксист ругается, не знает, что такое Измиран. Исколесили пол-Москвы. Я просадил всю зарплату. Короче, под утро заваливаюсь к девушке передать привет из Душанбе.
НЮСЯ
И девушка Лола оказалась похожа?
АЛЕКСАНДР
Ничуть. Ничего общего.
НЮСЯ
Обманули друзья?
АЛЕКСАНДР
Да нет, жили два года бок о бок… Но они видели Сашу одними глазами, а я другими.
НЮСЯ
И чем кончилось у вас с Лолой?
АЛЕКСАНДР
Ничем. Уложила в постель. Две кровати, разделенные тумбочкой. Как это – в анекдоте: тумбочки врозь… или, как там. Забыл, но не важно. Остаток ночи проболтали. Поблагодарил и уехал.
НЮСЯ
И больше не встречались?
АЛЕКСАНДР
Через много лет в одной тусовке. Когда уходили, я в прихожей подавал ей пальто. Она стала целовать мне руки.
НЮСЯ
За что?
АЛЕКСАНДР
Я тоже подумал: за что? Потом понял, той ночью я трогал ее пальцы. Видимо, ей понравилось.
НЮСЯ
Значит, все-таки пригрела… Женская интуиция меня не подвела.
 
АЛЕКСАНДР
На этот раз подвела. Я смотрю на глаз – не похожа, на слух – не похожа. Попробовал тактильно, оказалось тоже не похожа. Между нами абсолютно ничего не было.
 
НЮСЯ
И все?
АЛЕКСАНДР
Не совсем. Через много лет я вернулся в Таджикистан, и узнал, что кораблей больше нет. Дали осадку. Пошли трещинами, их снесли.
НЮСЯ
И ваш тоже?
АЛЕКСАНДР
Да. Был такой стих:
Уплыл в ничто трехпалубный линкор,
С которым память связывала столько,
В котором сквознякам наперекор
Мы не вставляли выбитые стекла…
Ну и тому подобное. Остались холмы и плоская поляна, поросшая высокой травой. Я ползал на карачках, чтобы отыскать какую-нибудь примету: кирпич, железяку, кусок асфальта. Ничего. От нашего веселья осталась одна трава.
А во дворе коттеджа происходит бурная сцена между Сергеем и Катей, полная взаимных упреков и обвинений. Катя открывает Сергею, как на самом деле было с Митей, и что он, Сергей, ничтожество и фигляр, а ее жизнь погублена в их общей фальши, и что виноват в этом только он, одним словом – поздние сопли раскаяния.
Задетый упреками Сергей решает «все исправить» и бросается вызывать на дуэль Александра, у него и оружие есть – две двустволки и запас патронов.
Сергей застает Александра и Нюсю целующимися в гостиной, вызывает Александра на дуэль – идут на двор, пьяны предельно. Александр замечает в зеркале Сашу, но принимает ее за пьяную галлюцинацию, спешит на двор за Сергеем. Нюся хватает камеру, бежит снимать дуэль. Катя посылает всех ко всем чертям и уходит спать. Сергей и Александр ставят на снег барьер из пустых бутылок, после чего происходит заминка, потому что Сергей стрелять не умеет и Александр дает ему мастер-класс. Как-то забыв о дуэли, принимаются палить по бутылкам. Катя на втором этаже открывает окно, просит стреляться потише. Нюся поворачивается к Кате, камера направлена куда-то в сторону. Оттуда из-за холма появляется лыжник Костя, раздается неумелый выстрел Сергея, ружье ведет отдачей вправо, он стреляет второй раз, не глядя – лыжник падает. Его видела только камера Нюси, но Нюся в этот момент смотрела на Катю.
Патроны закончились, азарт тоже, все расходятся спать. Сергей идет к Кате, Нюся – в гостевую спальню, Александр засыпает на кресле в гостиной. Из зеркала на него смотрит Саша с фонариком в руке. Александр вздрагивает, Саша исчезает. Александр берет камеру Нюси, прокручивает кассету на начало, включает «запись», кладет камеру на стол.
Слышится шум заевшей на патефоне пластинки. Из гостиной мы видим за окнами оттепель, все растаяло, идет зимний дождь. Катя у автомобиля жадно пьет из горлышка минералку, медленно опускаются защитные ставни на окнах дома. К машине подходит Сергей, целует Катю в щеку, садится на переднее сидение. С заднего сидения оглядывается Нюся. Защитка медленно опускается на окна. Александр, докурив, бросает окурок и садится в машину рядом с Нюсей. Защитные ставни закрывают окна, мутный свет проникает только из крохотного окошка у двери, в которое в начале фильма заглядывал Костя.
А в мониторчике забытой на «записи» камеры – старинное зеркало, амальгама проясняется, становится видна зимняя комната и девушка Саша красит перед зеркалом лицо. За ее спиной на патефоне ерзает пластинка. К патефону из невидимого угла комнаты подходит Костя, ставит звукосниматель на начало, звучит глуховатый голос Ивана Бунина.
ГОЛОС БУНИНА
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Костя поворачивается и смотрит на Сашу, Саша поворачивается и смотрит на Костю. На мониторчике мигает сигнал о завершении кассеты, все заливает синим фоном с желтой электронной надписью

END