Чужие города

День надень внавалку, как шубы в прихожей,
как сбившихся мартовских льдин громадье,
а город расквашен и воздух створожен,
и я уезжаю – adieu.

Забытым числом обрывается запись
в моем о тебе дневнике, уходя
ты знала, что небо не бросит, разлапясь,
на жаркое темя дождя.

И мне от досады – чечеткой зуб на зуб,
за эту невстречу вину возвести
не смею, и больно. О, только б!
О, сразу б
в беспамятство душу свести.
Отпусти.

***

В провалах глаз раскосая беда –
распутица, картинка Модильяни –
зачем я только поглядел сюда,
и ливнем безнадежнейших свиданий –
заминки жалкой тёмная вода.

Зачем, напрасно выживший Нарцисс,
в который раз полез я в эту реку,
как князь Олег в Царьград, как турок в Мекку,
как на Эльбрус слепой аквалангист.

***

И вздыхает мотор тяжело и степенно,
а внизу, бесприютен и вдов,
город так непохожий на белую пену
охмелевших ночных городов.

Небо темное глянцевей шелка тугого
и пьянее улыбки твоей,
почему в эту ночь мне ударило в голову:
- Улетаю в Сидней?

* * *

Она любила лошадей и свой мотоцикл,
и еще собаку, что ходит слева,
но умчала подале в страну сарацин,
где жила, скучая, как королева.
Ну а он строчил ей стихи в альбом,
вечерами пил, и во сне повтором
брел пустыней, покрытой песков горбом,
и то ржал, то лаял, ревя мотором.

***

Вы снились мне нагой на берегу,
вот только берег вспомнить не могу,
по-моему, в ответ ее улыбке,
Вы улыбались рыбке золотой,
и я шепнул ей сдуру, по ошибке,
чтоб сон все длился... и ушёл в запой.

***

Уста свой предъявляют иск –
иск уст моим устам
твоих, о как твой шепот близк-
о сны мои листал…

***

Мой крик тобой переведен
на десять языков,
мой снег до льда переметен
в сто десять башлыков,
метла метели муть мутит,
метет, метет, метет,
и крик обглоданный летит,
тобой до боли стерт.

***

Еще таможня,
а там – уж можно!

* * *

Сквозь лес Парфенона закат холодел,
Афины внизу задыхались в бензине,
в предсумерках хором фонарным глядел
забывчивый город в лицо Мнемозине,
а над горизонтом пожар облаков…
внезапность догадки, случайное чувство:
над греками не было неба богов,
но всех обманувшее небо искусства.

* * *

Ночь августа от Рима до Москвы,
прозрачна, царственна и неделима,
спит Византия в изголовье Рима,
и Рим не поднимая головы,
Царьградом предстает во сне Москвы.

Сейчас у них одни и те же сны,
текущие в пространство, сны, как реки,
тройным кольцом, насквозь смеживши веки,
Рим, Византия и Москва вовеки
на августовом ложе сплетены.


Ночь августа

Вспомни обо мне,
как сказала Ναυσικ? —
сжигающая корабли.
На всходящее солнце сощурив
взгляд, увижу в просвете колонн,
как красив тот корабль в контражуре,
он как будто везет Парфенон,
бел спросонья залив и, вздыхая,
бриз по водам метет облака,
сон-корабль, его ноша легка,
как ладошка твоя, Навсикая.

***

Это тебе, мой возлюбленный, яркие спелые гроздья,
Это тебе, мой возлюбленный, белая чаша отравы,
Я поглядела сегодня Орку в глаза ледяные,
Это тебе, мой возлюбленный, губ нецелованных воск.


Это тебе, мой возлюбленный

***

В пасмурную погоду
чувствую архитектуру
более, чем природу,
лучше сказать натуру.

* * *

Нам лето сомнительный дар принесло:
пустынного мира ночное тепло,
и звездной росой к Океану приник
его бездыханный двойник.
Прислушайся: слух упирается в звук
сжимающих воздух невидимых рук,
и кажется, что не окончится ночь,
и сердцу невмочь.
Мелькнул светляка огонек над водой,
и ветер уносит мазок огневой;
как будто покой, но тревожит меня,
что нет отраженья огня.
И снова пустынное море темно,
пустынное небо сочится на дно,
и берег пустынный всей рыбьей тоской
сползает к пучине морской.
Дай руку, и пальцы уходят в песок,
и окрик, сорвавшийся в бездну, высок,
четвертой пустыней на душу легла
оглохшего голоса мгла.

* * *

Грустный неслышный бриз – безответная почта
из бухты Афродиты под скрип зузуки,
так зовут здесь цикад. Все обрывочно и непрочно.
И потом во сне услышу ли эти звуки?

Вспомню неба светлей и прозрачней воду,
что соленой блажью ласкала тело?
Когда душа, вдруг ощутив свободу,
тихим ветром на север к тебе летела.

***

Все дождь и дождь, и сам себе пишу,
и зонтиком стучу в почтовый ящик,
в пустой ковчег, куда кто ни пойми
то лист оливы бросит, то записку:
«Не жди письма…»

***

Извини, Аполлон,
не гоним, не влюблен,
вдохновенья не знающий напрочь –
от бессонницы злой
переполнен тоской,
музу я изнасиловал за ночь.

* * *

Я промок, озяб, раскис,
как развенчанный Осирис,
сны недобрые сбылись,
а потом опять приснились,
сны недобрые сбылись
на исходе дня земного,
и косматый древний Сфинкс
задает загадку снова,
но пока не рвется нить –
продолжается круженье,
и так весело крутить
колесо воображенья.

***

Чайки крик за волнорезом, поспеши,
как ошибка вдруг окликнувшей души:
узнавай! – она охрипшая зовет,
ее ветер, надорвется, не забьет,
и, случайная, как «здравствуй навсегда»,
моя нежная печальная беда –
удивление, прошившее насквозь:
поманило, показалось – не сбылось.

* * *

Под волной кайфово – там рыбы, крабы,
солнце не жжет, под волной, прохладно,
так что заплывай под волну, хотя бы
в тонком сне, попробуешь как-то, ладно?
как под одеяло, и погульбаним:
пузыри попускаем с беззвучным стоном,
и неслышно что-то сказав губами,
миллиарды частиц зарябят планктоном,
слившись вдруг под волной в световой дорожке.
Ты молчишь, а я тут грущу немножко.

Рассвет на Кифере

Увертюра цикад на восходе,
армирикии – между теплом и зноем,
почвой и воздухом ждут встряски,
незаметны кисти их игл
нежных, как время до первой чашки
кофе, вот-вот уже – лишь дождаться,
не моргая гляжу, как прячет,
как таит небо-море, море-небо
равномерно и равносеро
там за линией иллюзорной
намерзающий срез предчу...
...тихо, тихо, цикады плеску
уступают шестнадцать тактов,
нежны-влажны хвойные кисти
армирикий, о, кто же раньше?
Есть – сверкнули на иглах брызги,
размираживают и множат
вдруг невиданное, о-чудо,
на восходе – уже! по плеску
опоздавшим веселым вздохом
бриз – и вся роса, не тускнея,
сыпется, озаряя берег.

***

Но пока сомкнуты вежды,
но пока ни слова,
дремлют горечь и надежды
праздника земного,
первый сон древнее неба
и нежней ладони,
мир несут к вратам Эреба
огненные кони.

***

От него пахло кофе и табаком,
редкий профиль вычитывался тайком
в неожиданном сочетанье слов
с цветом выпущенных на волю снов,
так казалось ей, или нет, верней
так она подумала бы однажды,
если б он остался однажды с ней,
как, наверно, мог бы остаться каждый,
на салфетке в баре он рисовал
либо пару строк оставлял на чеке,
но она прочесть не могла слова
иностранец – что скажешь о человеке?

* * *

Собеседник, совопросник,
собутыльник тишины,
если спросят – ветер сносит,
и ответы не слышны.

Выпьем, добрая подружка
поздней юности моей,
выпьем, катится полушка
по небу, луны милей.

Это брошена на счастье
сдача с радости, пока
буря не замглит ненастьем,
не зашторят облака.

***

Здравствуй, колдунья-зеленый луч,
девка – души отрава,
волос твой гуще июльских туч,
тверже любого сплава,
тенью в долину ложится взор,
шумно, как в водопаде
глохнет песчинок неслышный хор,
и за ошибку чужой укор
стынет в твоей прохладе.

* * *

Вдоль берега ночного
один гуляет ветер,
как и вчера он нынче
здесь никого не встретил,
волна с волной, с луною –
луна в ночном прибое,
все звезды вперемешку,
и мы глядим с тобою
как по барашкам белым,
по дремлющим оливам
дыханием несмелым
порывом торопливым
он оживляет эту
подлунную округу,
и что он робко шепчет –
мы промолчим друг другу.

***

Читаю Реноске Акутагаву,
смотрю на облетевшую агаву,
а может быть, она не облетает,
но лишь в воображенье тает, тает,
а, впрочем, нет ни книги, ни растения,
небрежное течет стихотворение
под листьев шум, под ветер заоконный,
под мой посконный рай,
случайный, скромный.

***

29 писем без ответа – лето

***

И неподвижных облаков,
смертельное очарованье…

Сан Сафорино
Выходя из храма, слышишь колокола
давних намерений, но где бы ты ни была –
нет на них времени.

***

четче в осенних листьях нежность расцветшей розы,
нежность последней розы четче в опавших листьях,
в листьях опавших нежность розы осенней – боже…

* * *

Давай договоримся
друг другу нынче снимся
одна беда – бессонница
уснуть мне не дает
то хочется, то колется
то все наоборот
слоны в башке слоняются
в окне рассвета ртуть –
никак не получается
мне без тебя уснуть
а утром ты чуть свет звонишь
- Я снюсь тебе, а ты не спишь!

***

О, как же я не весел,
не задевая чресел,
гляжу заворожено
на стан твой обнаженный,
но взглядом не обожжена,
ты будто заморожена –
печальное событие
случайное соитие.

***

Изранив чресла о тристанов меч,
С тобой я больше не решаюсь лечь.

* * *

Завтра солнце краденое будет
проблесками веселить, и скоро
сон вокзальный вдруг меня разбудит
нежной плетью твоего укора:
Как – уже? Но понесли колеса
в тишине по вороненой стали,
будто мы не слышали вопроса,
просто быть украдкой перестали.
Ночь дорогу вызвездила ярко,
полустанки ранят фонарями.
Отчего же мы бежим подарка
и крадемся, как ворье с курями,
ты в свою, а я в свою неволю,
навостривши чуйки по тревоге,
губы в губы в никуда до боли.
Ты уже не здесь, и я в дороге.

* * *

Тяну армянский кофе
в гостинице «Ани»,
а в том углу, взгляни –
ну, точно Мефистофель,
старик считает дни,
как драмы из кармана,
в гостинице «Ани»,
что в центре Еревана.

Читая Хименеса
На заморенном солнцем балконе старик-
паралитик томится безжизненной мукой:
усыпления гнет, пробуждения миг –
сон от смерти едва отделяется скукой.

Под балконом его спит шарманщик, глядят
в пустоту злые бельма, как смерти изнанка,
на безлюдье не звякнет медяк о медяк –
и оглохшая спит босомыга-шарманка.

Спит собака клубком у нагретой скамьи,
только лапы трясутся в потемках погони,
кошка спит на скамье, и в пыли – воробьи,
и зевает, скучая, старик на балконе.

Стук копыт, конский вздох, нудный скрип осевой,
и его на мгновенье оставляет зевота:
погребальные дроги по дороге домой
с его скукой проследуют до поворота.


Читая Хименеса

***

Мука, с какой поднимаешься утром,
бедность, с которой рождаешься в полночь,
вечность, с которой не можешь поладить,
память, уснувшая в спальном вагоне,
поезд, не знающий скорости света,
попросту, поезд не знающий света,
тесный состав, уносящийся в полночь,
в бедность, с которой никак не расстаться.

***

Карманы полные романов,
как небо – тучами баранов
перед июньскою грозой –
вот-вот и жахнет! И босой
иду нейтральной полосой –
толпой душманских караванов.

И ночь на парашюте снегопада
летит на город ласковым десантом
Дымчатый над бухтой
гонконгской небосвод,
погляди-ка – ух ты! –
лодочка плывет.

* * *

Эфир стихами засран – слова к словам,
все посвящаю астрам, а астры – Вам,
нездешние цветочки
недавних дней
отсюда, с верхней точки
нежней, видней,
и под гонконгской палью
чужих небес
скорей хочу в Италью
в покой сиест.

***

Объявляя рассвет, с японского флага солнце
переходит Курилы, Владик и до Урала
простирает мечту японца –
куй перевыкуешь мечи на орала!

* * *

Сплю на другом конце Земли,
спят под окошком корабли,
разбросан сон в постелях
в бесчисленных отелях,
китайский сон, гонконгский сон,
и я ему преподнесен,
как девочка Дракону
по местному закону.

* * *

В бухте над кораблями кружатся два орла –
большими плавными кругами,
чаек нет во всем Гонконге ни одной,
их забыл тот, кто придумал эту электронную игрушку,
но шутка с орлами по-своему хороша –
они здесь повсюду:
не выше низких, идущих на посадку самолетов,
не ниже надменных игрушечных небоскребов –
парят вечно над своею бухтой и не садятся –
царствуя в изгнании…

* * *

Что может их Будда, бессмертный как тысяча Будд,
сгоревшее солнце в его неподвижных зеницах,
я буду как он, если сможет прибавить минут
улыбке твоей, без которой и мне не продлиться.

Гонконг неподвижен в ночной муравьиной тоске,
и гложет безвольно портов океановы десны,
но как сладострастен – и пеной на рыхлом песке
без семени брызжет: не поздно, не поздно… но поздно.

Под красным чужим фонарем я бреду, как в бреду,
в безлюдную улочку вылив испуг бесприютный,
и вдруг в темном небе орел похищает звезду,
и, вспыхнув, кружится улыбкой твоею минутной.

* * *

С головой опрокинувшись в пагубу городских фонарей,
я блуждаю из улицы в улицу, от кабака к кабаку,
все ищу неожиданной встречи, чтоб вечер избыть –
где ты ищешь меня, на другом континенте, одна.

* * *

Кладбище вещей, барахолка в Яффо –
бесконечный арабский квартал чужого,
вещей в довесок с тенями прежних
своих хозяев; вещей – хозяев
своих хозяев, поскольку дважды,
а то и трижды их пережили.
И вылетает, как моль из шкафа
время – в рукоплесканье заката,
запылившего море. Завтра
все повторится – другие тени
в грузовичке араба приедут в этот
квартал, и торговцы хламом
снесут, перекаркиваясь и базаря,
и звоном шекелей провожая
в приют последний всю эту рухлядь.

«Все в твоих руках
и вся в твоих руках –
есть разница»
Не вспомнить лица выраженье
и самого лица,
в памяти зуд и жженье –
ужалила жужелица:
жужелица-беспамятница,
жужелица-забвенница.
Чуешь, строки-проказницы
вульгарные – все на «ж» –
не вижу тебя и без разницы –
в неглиже или парандже.
То есть, вполне представимо
все, что под неглижой,
а то, что под паранджой –
не разглядеть ужо –
вроде зовут душой,
только не я зажег.
Думаешь, хорошо?
Как там – «…не струйка дыма…»?
Мимо?
Совсем чужой?

* * *

Как проводите время вы в городе, где
легче, мост миновав, перейти по воде,
из любого куда до любого нигде
здесь вода, и плывут облака по воде,
как верблюды, не веря в мира?жи -
наших страхов и чаяний стражи.

* * *

Лишь первое прикосновенье
к земле приникшего листа,
и неземная нагота
уже томит воображенье.

***

Пионы – неужели? скоро астры,
и лето осыпает дождь свой звездный,
ветров осенних северные ростры
таранят юг, приют Тавриды поздний
скорей напоминает об изгнанье,
о ссылке – результате чьих-то козней,
и волны – как тимпаны расставаний.

***

Не приснилось ли? – это о том, что было
или – не было, это про счастье или
вдруг вскочила со сна и, ого – забыла,
и уснули оба – на все забили.

География позволяет сойти на шепот и,
слышать другое, множить звуки,
что обрушиваются, когда, выходя из комнаты
мы уже вчера – навсегда в разлуке.

Или, даже хуже, была – невстреча,
где не ты, не я, а – случайный кто-то...
тело дребезжит, ночь утюжит плечи,
пусто как… и память грызет забота

о забвении – не хочу – хоть призрак,
растворенный в белую ночь в то лето,
пусть маячит, как очумелый признак,
что мы все же были, когда-то, где-то.

* * *

Мост посреди сурожского променада,
начинается дождь, и грязной рекою город
вытекает в лазурь, море штормит: "Не надо",
но становится мутным – и наступает холод.

А в судацком кафе официант нам читал рубаи?
вперекрик с волнобоем, и шторм разрывал тишину,
и хочу-не-могу я припомнил уколы твои
и себя, помутневшего в этом морском плену.

* * *

Ты в Севастополе? я в Судаке,
помнится что-то – сон о руке,
как под рукав от холодной ладони
просятся пальцы – лед по реке.

* * *

Сегодня август сентябрю
в залог бросает остыванье
за золото и созреванье,
и стыд, в котором я сгорю.

Кругом леса, и воздух чист,
дорога сбилась к полустанку,
где паровозной боли свист
мир опрокинул наизнанку.

Нефть, щебень, бревна, скрежет, гарь,
и сумерки – вдруг так убоги,
ссыпает листья календарь
вдоль полотна стальной дороги.


сегодня август сентябрю

Гармония бессонницы

Семь фарфоровых слонов,
семь небес,
семь нот,
семь дней…
сплю без снов,
не вижу звёзд,
ничего не слышу –
ночь.

***

Адресат несомненен, но сообщенье
вряд ли тронет – поздно просить прощенья…
спасибо за сына, включу в завещанье
все наши невстречи – вздохни и прости:
и может ли быть просветленней прощанье,
чем наша разлука в начале пути.