Настоящий татарин. Памяти Р.И.

– Бабуль, а что такое «татарин»?
– Фамилия на «ин» заканчивается. Значит татарин, – говорит Бабушка.
– Баб, что-то не понятно! Ладно, Димка – татарин, потому что – «Бардык-ин». А его сестра Роза Бардыки-на заканчивается на «на»! А папа сказал, что настоящий татарин – это дядя Вася-« сяме»! А дядя Вася заканчивается вообще не понятно на что и работает он Индейцем – танцует в огромной шапке с перьями и с раскрашенным лицом, очень страшный! Так кто же из них настоящий татарин?…

Настоящий татарин

С сайта радиостанции Эхо Москвы:

Ибрагимов Рамил Исламович

27 мая 1960г. – 19 августа 2011г.

Актер и чтец, радиожурналист, радиорежиссер.

Окончил Горьковское театральное училище и ГИТИС, где учился у Петра Фоменко. Был актером Пензенского русского драматического театра, музыкально-драматического театра “Третье направление”.
С 1993 года – на радиостанции “Эхо Москвы”. Работал рекламным продюсером радиостанции “Эхо Москвы”. Его голос представлял «Эхо» – он звучал в анонсах программ, рекламных роликах, заставках и радиоспектаклях.
Был автором, режиссером аудио-проекта «Субботние побасенки».
Поставил радиоспектакли “Хоббит. Туда и обратно” (исполнил роль Гэндальфа) и “Трудно быть богом”. Записал аудиокнигу восточных сказок.
Трагически погиб в автокатастрофе 20 августа 2011 года.
Рамилу Ибрагимову был 51 год. У него остался взрослый сын и маленькая дочь.

***

Моя сестра как-то позвонила и сказала, что нужно озвучить рекламу для радио Эхо Москвы :
«Иди сама и приведи с собой мужской голос».
И мы пришли – я и Рома Ибра.
Рамил Ибрагимов.


Фантастика

Мы играли вместе в спектакле «Бумбараш», который он ставил в театре «Третье направление» вместе с О.Мешковым, потом я играла в его замечательном спектакле «Серенада» по С.Мрожеку.
И вот, с легкой руки моей сестры, я первый раз в жизни пошла «звучать» на радио и привела с собой Рому – маленькая студия звукозаписи радиостанции Эхо Москвы находилась еще тогда рядом с ГУМом, на ул.Никольской, в подсобном помещении маленького, но очень гордого супер-дорогущего бутика . И вуаля – Его Величество Случай – работник Эха спросил, нет ли у нас знакомого режиссера – радиостанции нужен режиссер «для обновления эфира». Рома сказал: «Есть – это я!». И остался на Эхе.
18 лет он выпускал рекламу и литературную рубрику – сначала еженедельные «Субботние побасёнки», потом – радиоспектакли.
И теперь уже он меня приглашал работать.
– Алллё! Ира! Птичка!
-Ибра!
-Ну, приходи завтра позвучать. Заработаешь «на колбаску»…


Ланч-ланч

С тех пор я «звучу».
С Ромой было так легко и интересно! Он был профи…
Вся наша нынешняя жизнь состоит из «мы – лучший театр», «мы – профи высочайшего класса», «мы – звезды», «самая долгожданная книга года», «лидер продаж». Кто мы, кто профи, кто долгожданный, кто звезды, кто этот «самый»? … Смешно и стыдно…
А Рамил был ПРОФИ без вопросов.
Ромина должность называлась «креатор, рекламный редактор (позже – «рекламный продюсер») радиостанции Эхо Москвы».
Он не просто сел в кресло «протирать штаны», а взял и изобрел новый стиль рекламы. Вместо привычной скучной «информашки» создал свою рекламу – яркую, остроумную, с интересной звуковой партитурой. В общем – придумал рекламу «театральную». Ведь он в первую очередь – театральный режиссер. Рома заканчивал режиссуру у Петра Наумовича Фоменко. Это был первый набор «Фомы» в ГИТИСе (курс до ребят, которые составляют сейчас костяк театра «Мастерская П.Фоменко» – до сестер Кутеповых, Гали Тюниной, Мадлен Джабраиловой, Карэна Бадалова, Тагира Рахимова и Рустема Юскаева…) – курс Сергея Женовача, Володи Топцова, Рамила, Оли Гапеевой (роминой жены), а педагогом на этот курс был приглашен выпускник учителя Фомы, знаменитого Андрея Гончарова – Е.Каменькович. Этот курс, к сожалению, не стал студией, все разбежались кто куда…
С приходом Рамила на Эхо Москвы возник новый – ироничный – стиль подачи рекламной информации. Он его придумал, разработал и создавал много лет со своими друзьями – со своей командой – В.Толковым и С.Игнатовым. Это был его «театр». Его стиль рекламы прочно занял место на Эхе, быстренько разлетелся по всем эфирам и стал предметом подражания. Каждая его работа, каждый рекламный ролик – художественное произведение, маленький спектакль с безупречным вкусом и юмором.


Гитара не строит

Алиса

Постоянные слушатели Эха знают его теплый бархатный голос, ведь многочисленные «заставки», объявления, рекламы звучат голосом Ибры – звучАТ, потому что после его ухода Эхо продолжает давать в эфир его голос.


Битнер

В больших роминых радио-спектаклях я, к сожалению, не звучала, но до сих пор я вспоминаю нашу работу на «Субботних побасёнках» и слушаю их для поднятия настроения – мы читали рассказы Чехова, Аверченко, Тэффи, Зощенко, Шергина, Писахова. Рома прекрасно читал сам, приходили звучать замечательные В.Юматов, Е.Казаринова (ушедшая в этом году), О. Гапеева, А.Масалов, О.Мешковой, С.Климушкин, С.Венгер, П.Алимов, Н.Гриднев…
Около 70ти рассказов. И перед началом каждого рассказа – ромина «заставка»:
– Субботние побасёнки. По поводу и без…

«Субботние побасенки»

01 А.Чехов «В пансионе» – Р.Ибрагимов, О.Мешковой, Е.Казаринова
02 А.Чехов «Длинный язык» – И.Евдокимова, С.Климушкин
03 А.Чехов «Дочь Альбиона» – Р.Ибрагимов, О.Мешковой, И.Евдокимова
04 А.Чехов «Комик» – С.Климушкин, И.Евдокимова
05 А.Чехов «Неосторожность» – Р.Ибрагимов, Е.Казаринова
06 А.Чехов «Общее образование» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин
07 А.Чехов «Оратор» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин
08 А.Чехов «Открытие» – Р.Ибрагимов
09 А.Чехов «После бенефиса» – Р.Ибрагимов, О.Мешковой, С.Климушкин
10 В.Гаршин «То, чего не было» – Р.Ибрагимов, С.Венгер, П.Алимов, Н.Гриднев, О. Гапеева, Е.Казаринова
11 М.Булгаков «Триллионер» – Р.Ибрагимов, О.Мешковой, И.Евдокимова
12 Н.Лейкин «Самоглот-Загребаевы» – Р.Ибрагимов, К.Кравинский, А.Шаврин, О.Гапеева, Е.Казаринова, Л.Гулько, А.Цернис
13 Б.Шергин «Шишовы напасти» – Р.Ибрагимов, Ю.Екимов
14 С.Писахов «В одно время в двух гостях гощу» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин, И.Евдокимова
15 А.Чехов «Господа обыватели» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин, И.Евдокимова
16 А.Чехов «Единственное средство» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин
17 А.Чехов «Месть женщины» – Р.Ибрагимов, И.Евдокимова
18 А.Чехов «Святая простота» – Р.Ибрагимов, О.Мешковой
19 А.Чехов «Интеллигентное бревно» – Р.Ибрагимов, О.Мешковой , Н.Гриднев, С.Климушкин
20 В.Дорошевич «В Татьянин день» – Р.Ибрагимов
21 А.Аверченко «Вечером» – В.Юматов, И.Евдокимова
22 А.Аверченко «Желтая журналистика. Розовый человек» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин, И.Евдокимова
23 А.Аверченко «Красивая женщина» – Р.Ибрагимов, А.Масалов
24 А.Аверченко «Неизлечимые» » – Р.Ибрагимов, О.Мешковой
25 А.Аверченко «Новогодний тост» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин
26 А.Аверченко «Рыцарь индустрии» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин
27 Н.А Тэффи «Вендетта» – Р.Ибрагимов, О.Голованова
28 Н.А Тэффи «Три правды» – О. Гапеева, Р.Ибрагимов, И.Евдокимова С.Климушкин
29 Н.А Тэффи «Проворство рук» – Р.Ибрагимов, С.Климушкин, И.Евдокимова
30 Н.А Тэффи «Зеленый черт» – Р.Ибрагимов, И.Евдокимова

С Ибры началось мое увлечение «звуком» я стала «собирать звук» к своим моно-работам.
Звоню Роме на Эхо:
– Ибра! Я с корыстной целью!
– Птичка! Понятно, прибегай, все найдем. Сережа на месте. – Сережа Игнатов – звукер.
…Слушаю «Побасёнки» и так тепло и уютно делается: вот ромино море из моего Бунина и ромины чайки из моего Бродского, вот ромины куранты из моей Берберовой, вот сверчки, птицы, дверь открылась, дверь закрылась, в дверь звонят, дверь скрипит, звонок телефон, человек идет быстро, идет медленно, остановился, часы бьют, часы тикают, поезд пыхтит, вьюга воет – все ромино, все такое «наше»! И даже муха летит все та же, такая родная! А для спектакля по Бродскому мы с таким увлечением искали песни 60х годов: Рамил и Сережа Игнатов вспоминали, что слушали в детстве, эх! – эти песни звучали у нас в фойе перед спектаклем…
В 2009г. Рамил записал аудио-сборник

«Сказки и сказания мусульманских народов»

Персидская сказка «Коробочка»
2. Киргизская сказка «Мудрая девушка»
3. Узбекская сказка «Ум и золото»
4. Турецкая сказка «Щедрый и скупой»>
5. Афганская сказка «Бык, осёл и петух»
6. Казахская сказка «Жадный бай…»
7. Татарская сказка «Мудрый старик»
8. Кумыкская сказка «Неблагодарный богач»
9. Татарская сказка «Горе»

«Сказки…» – это гигантская работа. Это 5дисков формата мп3 со временем звучания около 5 часов… Записал главы из Корана – их можно найти в и-нете …
Вот такой «рекламный редактор».

Интервью с Рамилом Ибрагимовым на «РадиоРеклама»

“Креатор – профессия уникальная и эксклюзивная”
Рамил Ибрагимов, рекламный продюсер радиостанции “Эхо Москвы”


Каких клиентов ждет рекламная радио индустрия? На каком языке говорит российская реклама? Способны ли фестивали рекламы влиять на общую ситуацию на рынке? Повлияет ли на отрасль новый закон о рекламе? Об этом и многом другом мы поговорим сегодня с Рамилом Исламовичем Ибрагимовым, рекламным продюсером радиостанции “Эхо Москвы”.
– Рамил Исламович, расскажите немного о себе, как вы попали на радио?
– У меня два театральных образования: горьковское театральное училище и ГИТИС, где учился у Петра Фоменко. В 93 году к нам в театр (музыкально драматический театр “Третье направление”), пришла актриса, двоюродная сестра которой, в то время работала на “Эхо Москвы”. Главным редактором тогда был Сергей Корзун, который хотел сделать новое оформление эфира, записать джинглы… На этой почве и сошлись. Потом были периодические предложения на тему оформления программ. К этому времени с театром стало туго, да и сам театр стал скатываться к сфере обслуживания населения. Я начал записывать на “Эхе” небольшие пятнадцатиминутные рассказы Чехова, Аверченко – золотой, классический юмор. Продолжалось это в течение года, рубрика называлась “субботние побасенки”. После этого стал работать вместе с Валерием Толковым, который тогда зашивался в рекламном отделе. С тех пор вместе и работаем. Если уж и трудиться в сфере обслуживания, так уж в самой, что ни на есть обслуживающей, причем за нормальные деньги.
– Театральное прошлое помогает в работе?
– Конечно же, да. Производство роликов – профессия довольно-таки уникальная и эксклюзивная. Далеко не все драматические актеры могут сидеть у микрофона. Умение красочно жестикулировать и красиво двигаться никоим образом тут не поможет. Здесь на первый план выходит голос, тонкости интонации. Не все могут освоиться с этой спецификой, нужно помочь людям, и театральное прошлое помогает в этом смысле как нельзя лучше. Ведь чтобы грамотно подсказать, нужно понимать, как это сделать. А кто лучше всего поможет актеру? Только актер.
– Почему вы до сих пор работаете на “Эхе”?
– Я сам часто задаю себе этот вопрос, но ответить на него не могу. Может быть “Эхо” стало уже в какой-то степени родным местом. Кроме того “Эхо” отличается от всех московских коммерческих радиостанций своим статусом, оперативностью и ясной позицией.
– Скажите, какие из ваших работ или проектов запомнились больше всего?
– На “Эхе” у нас было два театральных проекта: радиоспектакли “Хоббит. Туда и обратно” и “Трудно быть богом”. Я был режиссером постановщиком обеих работ. Во всяком случае, мне не стыдно за эти работы, несмотря на то, что сделаны они были за два месяца по выходным и бесплатно.
Что касается рекламных роликов, то только на моей памяти их записано порядка десяти тысяч. И выделить что-то одно значило бы забыть или понизить в статусе все остальное.
– С кем было интереснее всего работать?
– Интереснее всегда работать с теми, кто дает тебе максимальную свободу творчества и производства, когда не приходится подкладываться под клиента, залезать в его черепную коробку. А зачастую клиент сам не знает, чего он хочет, но всегда с важным лицом заявляет одно и то же: “Мы хотим, чтобы это было смешно, интересно и не так, как у всех”. А шахта эта под названием “не как у всех” уже основательно выработана. Все современные шаблоны, по которым делают рекламу, уже откровенно надоели, а на что-то новое, на эксперимент почти никто из заказчиков не соглашается. Боятся прогадать, может быть.
– Реклама сегодня – зло?
– Всеми силами пытаемся делать так, чтобы она была добром, как для клиента, так и для слушателя. Может быть, и поэтому тоже в наших роликах много юмора и иронии.
– Что можно сказать о среднем уровне российской радио рекламы?
– Убогая. Убогая российская реклама. Иногда правда встречается что-то интересное, но, скорее всего, не работающее. Парадокс в том, что талантливый ролик почти всегда не эффективен, а тот, что ни слуху, ни уму, ни сердцу – со своей рекламной функцией блестяще справляется.
– На ваш взгляд, способны ли фестивали рекламы как-то изменить ситуацию?
– Думаю, нет. Фестивальная продукция не связана с конкретным заказчиком. Зачастую это ролик, записанный в стол, который потом подается как некое достижение. Фестивальные работы редко когда по-настоящему работают, а раз нет отдачи, то и заказчики не будут заинтересованы в производстве таких роликов.
– Правомерно ли сравнивать отечественную и зарубежную рекламу?
– Однозначно нет. Это так же неправомерно, как сравнивать страны, людей. Здесь дело в особенностях менталитета. У нас реклама пошла агрессивная, шокирующая. Другая крайность – абсолютно сладкие ролики. Зарубежная же реклама основана на неких находках, свежих и интересных. Не последнюю роль здесь играют и бюджеты, которые на Западе выше в разы. Это позволяет задействовать в производстве ролика не одного человека, а группу специально обученных людей. И потом у них, наверное, уже есть династии рекламщиков, а у нас первое поколение работников рекламы ещё не старые люди.
– На каком языке говорит Российская реклама?
– На слащавом или на хамском языке говорит российская реклама.
– Обычно отвечают: “на языке потребителя”
– Да? Значит, такой потребитель.
– Можете дать прогноз на развитие отрасли с учетом нового закона о рекламе?
– Прогноз будет достаточно пессимистичным. Основан он во многом на том факте, что если на телевидении сидят могучие бренды, которые вынуждены обновлять свою имиджевую рекламу, главным образом для того, чтобы быть в лидерах продаж, то на радио такого нет. Мало благодатных тем и мало благодарных заказчиков. Так что в этом смысле прогноз пессимистичный. Если что-то изменится, я буду только рад.
Что касается нового закона о рекламе, то он не приведет к массовому притоку на радио новых рекламодателей. Скорее всего, на радио он вообще никак не отразится. И потом, приход рекламодателей зависит от состояния экономики. А нам остаётся просто выполнять или как-то “обходить” прописанные ограничения, вот и все…………………

(www.radioadv.ru М.Башкеев)

Ссылка на передачу Эха «Вспоминаем Рамила Ибрагимова» :
http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/812428-echo/#element-text
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» – Олег Кудряшов, режиссер,основатель и руководитель музыкального театра «Третье направление»; Александр Цернес, звукорежиссер; Сергей Игнатов, звукорежиссер; Лев Гулько, ведущий эфира; Виктор Шендерович, писатель, журналист; Елена Казаринова, актриса; Елена Королева, звукорежиссер; Антон Орехъ, обозреватель радиостанции “Эхо Москвы”; Толков Валерий, продюсер рекламы.

19 августа Рамил поехал в отпуск в Казань, на могилу отца. После долгого перерыва захотел сесть за руль. Не справился с управлением.
В коридоре студии висит Ромин портрет.
Всё по-прежнему, все его друзья на месте : Сережа Игнатов-звукер, Валера Толков – режиссер, соратник и друг Ромы. Только Ромы Ибры почему-то нет.
Просто Рома Ибра на минутку вышел и сейчас вернется…

PS:
За месяц «до»… мне позвонил друг-режиссер Роман Хрущ: «Срочно нужен благородный мужской голос!», я сказала: «Это Рома Ибрагимов». И я привела Рамила на озвучку рекламного ролика.
Дежавю.
Круг замкнулся.
В последний год – в последний его год – мне все казалось, что он понял что-то такое, что нам не ведомо, что-то очень важное, что он, как огромная морская черепаха, как птица До-до, теперь знает всё. Рома Ибра – прекрасный, мудрейший, добрейший.
Настоящий.
Наверное, он перерос эту жизнь…


А.Аверченко «Сила красноречия»